СРАЗУ начнем с печального. Мрут люди в Желтых Водах в неслыханных до сих пор количествах. По данным статистики, уровень летальности в этом богом забытом городе в пересчете на тысячу человек взрослого населения непрестанно повышается. В чем же причины?
Желтым Водам начиная с 50-х годов прошлого века суждено было стать местом добычи и переработки урановой руды — основы ядерного топлива. И хотя с 1991 г. добыча этого сырья прекратилась, на базе гидрообогатительного завода предприятия “Восточный горно-обогатительный комбинат” (ГП “ВостГОК”) продолжают перерабатывать привозную урановую руду с рудников Кировоградщины.
А поскольку все это происходит не в вакуумных условиях, страдает окружающая среда. Близкое соседство Желтореченского месторождения урана и других радиационных объектов, обеспечивающих добычу уранового сырья и хранение отходов его переработки, создали опасные условия для жизни населения города, где уровень облучения превышает границы, определенные Нормами радиационной безопасности. А из-за того, что город расположен рядом с Ольховской тектонической зоной и западным разломом, то в процесс облучения населения вносят свою лепту источники ионизирующего излучения (ИИИ) естественного происхождения — радон и продукты его распада.
Концентрация радона в воздухе большинства жилых помещений частного сектора превышает предельные нормы более чем в 7 раз. Кроме того, бесконтрольное использование в 50-60-х годах отходов обогащения горных пород как строительного материала для сооружения жилья, дорог, тротуаров и других сооружений, подсыпание городской территории пустыми породами с повышенным радиационным фоном привели к образованию отдельных локальных участков со значительным превышением радиационных норм безопасности.
Усугубляет критическую ситуацию необходимость захоронения высоко- и среднеактивных ИИИ, хранящихся на ОАО “Электрон-Газ”. Их срок безопасной эксплуатации закончился еще в начале 90-х, но они до сих пор не изъяты. Лишь по учетным данным, на предприятии находится 920 высоко- и среднеактивных ИИИ. Разгерметизация или другая случайность могут перерасти в радиационную аварию, последствия которой трудно предусмотреть. И это не предположения, а заключение Государственной экологической инспекции Минис-терства экологии и природных ресурсов.
Вот что подтачивает здоровье жителей города. Уровень заболеваемости злокачественными новообразованиями на 10 процентов превышает областную планку, а уровень первичной инвалидности лиц трудоспособного возраста выше областного показателя на 30 процентов.
Конечно, власть, какой бы социальной или политической окраски она ни была, такое положение вещей не могло не обеспокоить. В 1995 году Кабмин утвердил Государственную программу радиационной и социальной защиты населения Желтых Вод на 1996-2005 годы. Однако из-за бесконечных состязаний правительственных чиновников за должностные кресла программу успешно провалили. То есть выделенные деньжата таяли, как снег на солнце.
В мае 2003 года под оглушительный аккомпанемент торжественных тостов и красноречивых заверений государственные верховоды наивысшего ранга утверждают развернутую программу радиационной и социальной защиты населения Желтых Вод до 2012 года. Опять бурным потоком потекли деньги. Годовые расходы составили 248,5 миллиона гривен.
Организацию реализации программы возложили на Днепропетровскую облгосадминистрацию, общую координацию и методическое обеспечение работы — на Минэкономики Украины. И что? Опять заложником постоянных правительственных перетасовок стали острые проблемы граждан страны и жителей Желтых Вод в частности.
Как было аудиторам Счетной палаты Украины не возмутиться, если из 978 миллионов гривен, выделенных на реализацию восемнадцати запрограммированных противорадиационных и социальных мероприятий, выполнено всего семь? На них израсходовано в течение последних четырех лет 22,5 миллиона гривен, то есть использовано всего лишь 3,9 процента запланированного объема финансирования из госбюджета. В чьих водах утонули остальные средства?
Так, предусматривалось строительство 79-квартирного жилого дома для переселенцев из радиационно-загрязненных районов города и прилегающих территорий. Новоселье планировали на конец декабря 2005 года. Выделено около 2,5 миллиона гривен. Фактически, как выяснили аудиторы, по состоянию на 1 апреля 2007 года “соорудили” (да и то не в полном объеме) лишь проектную документацию строительства дома, израсходовав 97,6 тысячи
гривен.
Заметим, речь идет не о новом здании. Сооружение начали еще в 1992 году, спустя семь лет работы прекратились. Его остаточная стоимость, по данным учета КП “УКБ”, по состоянию на 1 января 2007 года составила свыше полутора миллиона гривен. Из-за того, что органы местной власти не обеспечили надлежащую охрану незавершенного здания, а ветры, дожди и снегопады делали свое разрушительное дело, ущерб по подсчетам того же КП “УКБ” превысил 2,14 миллиона гривен. Финансисты прикинули: чтобы дом таки появился, необходимо вложить, как минимум, 7,3 миллиона гривен. Поэтому ни один житель города, нуждающийся в срочном переселении с загрязненных территорий, до сих пор не перебрался в безопасное жилье.
В целом, по мнению аудиоторов Счетной палаты, все предусмотренное и проваленное правительственными чиновниками-временщиками разных составов можно считать не чем иным, как “букетом” мыльных пузырей. А проще говоря — ложью. Где уж здесь говорить о предотвращении угрозы преждевременного вымирания жителей Желтых Вод, оказавшихся заложниках зловещего урана. Успеет ли нынешнее правительство, сидя на чемоданах, перед досрочными парламентскими выборами что-то предпринять для предупреждения беды? Неутешительные выводы аудиторов для него как гром среди ясного неба.
Михаил БАЛТЯНСКИЙ,
«Рабочая газета»