Вы оплачиваете коммунальные услуги? Еще бы! Этот вопрос постоянно муссируется везде, где только возможно, при любом удобном случае. В сберкассах в начале месяца не протолкнешься: люди, только что получившие кровно заработанную копеечку, тут же несут ее в казну коммунальных предприятий. Конечно, есть исключения. Есть нерадивые плательщики: «несознательные», так сказать, элементы общества, а есть и вполне «сознательные», а точнее сознательно неоплачивающие эти самые услуги. Но местные власти и сами предприятия который год ведут с ними активную борьбу. Какими же методами повышают уровень оплаты, и какие на сегодняшний день результаты имеются, обсуждалось на очередном заседании исполкома 12 марта. Там же обсуждалось и очередное повышение тарифов.
КП ПЖРЕО
Директор ПЖРЕО Анатолий Шевяков на заседании исполкома доложил о результатах работы по уменьшению задолженности за 2008 год. Как показал анализ, задолженность населения за услуги ПЖРЕО сроком до трех лет составляет более 4 млн. грн., тянутся долги и со сроком давности более трех лет – 978,9 тысячи грн. С целью понижения уровня задолженности руководством предприятия предпринимались различные методы. «В ручном режиме», т.е. благодаря непосредственному контакту с потребителями, предприятию удалось собрать около одного миллиона гривен. В «трудных случаях» приходилось обращаться в суд. Всего на протяжении 2008 года КП ПЖРЕО было направлено в суд 421 материал, из них рассмотрено – 248 (на сумму 232,2 тыс. грн.); добровольно погашено долгов еще до решения суда по 173 делам 96,3 тыс. грн., а также до передачи материалов в суд по 201 делу погашено 103 тыс. грн.
В исполнительную службу для принудительного взыскания было передано 206 материалов на сумму 184 тыс. грн. По 52 материалам не исполняются решения суда на сумму более 36 тыс. грн. из-за отсутствия сведений про должников. Всего в течение 2008 года исполнительной службой взыскано долгов в сумме 106 тыс. грн.В вопросе оплаты коммунальных услуг ПЖРЕО помогают некоторые предприятия города, заключив договора на удержание платежей из заработной платы работников.
Средний процент оплат в 2008 году за услуги ПЖРЕО составил 89% (на 4% больше, чем в предыдущем 2007 году).
Проблемным для предприятия остается вопрос брошенных квартир. В последние годы несколько раз проводилась инвентаризация. Их количество постоянно колеблется в районе более одной сотни. Естественно, за коммунальные услуги хозяева этих квартир не платят. Большинство из этих квартир приватизировано, что доставляет немало трудностей в вопросе их отчуждения. В процессе претензионной работы юридического отдела предприятия совместно с исполкомом около 60% квартир было определено, в результате чего стали погашаться долги многолетней давности. Но ряд квартир по-прежнему остаются бесхозными, хотя хозяева у них, безусловно, имеются. Этот вопрос находится в системном поле зрения, как утверждает директор ПЖРЕО А.Шевяков.
Как же влияет качество предоставляемых услуг на уровень оплат – этот вопрос был задан во время заседания исполкома директору предприятия. Анатолий Шевяков считает, что здесь все взаимосвязано. Первый заместитель городского головы Александр Хавренко отметил следующее: «Качество услуг будет тогда соответствовать, когда будут соблюдаться все нормативы. В ПЖРЕО, например, по нормативам, численность должна составлять 800 человек, а реальная на сегодняшний день – 400». Кроме того, состояние жилищного фонда города уже давно требует не косметического, а капитального ремонта – а это уже совершенно другие цифры.
С такими доводами, конечно, нельзя не согласиться. Ни для кого не секрет, что зарплата на КП ВЖРЕО ни ахти, какая бешенная, понятно, почему туда не стремятся устроиться на работу. Но, с другой стороны – если у кого-то из нас возникает потребность в услугах данного предприятия, кого волнует «укомплектованность» и другие проблемы предприятия: «Если я исправно плачу, почему я не получаю соответствующее обслуживание?» Нам отвечают: «Потому что другие не платят! Потому что государство такое!..» И что? «Я же плачу», – скажут многие желтоводцы.
Сколько это будет продолжаться, не понятно. Возможно, пока мы все не перейдем на частное обслуживание. Тогда все предельно просто: заплатил – получил услугу. На лицо, как говорится, ответственность и взаимная заинтересованность сторон. А пока – «маємо те, що маємо».
К сведению: тарифы КП ПЖРЕО увеличиваются с 1 апреля сего года на 19%. Т.е., по подсчетам Анатолия Шевякова, тариф для однокомнатной квартиры увеличится на 10 грн., для 2-комнатной – на 14 грн., для 3-комнатной – на 17 грн. 40 коп. Что послужило причиной – такие две составляющие тарифа, как повышение минимальной зарплаты и подорожание ГСМ.
КП «Желтоводский водоканал»
Информацию о состоянии оплат за услуги городского водоканала предоставила начальник отдела сбыта Валентина Дубовик. По состоянию на 1 марта 2009 года задолженность абонентов водоканала составила 16 млн. 168 тыс. грн., в том числе задолженность населения – 6 млн. 229 тыс.грн. предприятия задолжали 9 млн. 871 тыс.грн., бюджетные предприятия – 67 тыс. грн. Лидирует среди предприятий-должников КП «Желтоводсктеплосети» – 5 млн. 426 тыс. грн. и предшественник «Простор С» – 1 млн.26 тыс. грн. Не вселяют пока надежды на возврат долгов такие предприятия-дебиторы, как ЮРЗ (389 тыс. грн.) и Электрон (847,7 тыс. грн.).
К предприятиям-должникам постоянно применялись различные меры, вплоть до прекращения предоставления услуг водоканала. В таких ситуациях должники давали обещания по возврату долгов, составить графики погашения задолженности, но обычно на этом рвение должников заканчивались ввиду различных обстоятельств.
С населением также проводилась активная работа. Желтоводский водоканал, изучив опыт Полтавского водоканала, а также предприятий Никополя, Марганца, Кременчуга, применило и в Желтых Водах такую меру, как установление заглушек. Как сообщила Валентина Дубовик, из 39 отключенных квартир, хозяева девяти полностью погасили задолженность, остальные находятся в «активном поиске» средств, но они продолжают пользоваться услугами водоканала. Вот такие умельцы живут в Желтых Водах. Летом планируется продолжить практику отключений более совершенными методами.
Уровень оплаты населения за 2008 год за услуги горводоканала в среднем составили 90%. На данном этапе отмечается снижение до 88%. Работники водоканала считают, что сказалась ситуация с задержкой выплаты зарплаты на некоторых предприятиях города, а также возвращением в город с заработков желтоводцев, которые находятся в поиске работы.
В течение 2008 года юридической службой предприятия также велась борьба с должниками: в течение года в суд было подано 174 иска, по 135 – вынесено решение, из них взыскано долгов по 105 решениям.
КП «Желтоводсктеплосети»
С ноября 2008 года услуги отопления и горячего водоснабжения оказывает предприятие «Желтоводсктеплосети», договор с предприятием «Простор С» был расторгнут.
За 2008 год бюджетным предприятиям было оказано услуг тепловой энергии на сумму 5 млн. 400 тыс. грн., которая была оплачена в полном объеме. С хозрасчетными организациями ситуация обстоит немного хуже: оказанные услуги на сумму 1млн. 300 тыс. грн. оплачено 1 млн. 100 тыс. грн. С этими предприятиями приходилось проводить работу юридической службе теплосетей. В 2008 году хозрасчетным предприятиям было предъявлено 95 претензий на сумму порядка 200 тыс. грн., которые оплачены на 92%.
С населением ситуация обстоит гораздо сложнее. При наличии задолженности предприятие имеет возможность отключить только горячую воду. Населению города в 2008 году было оказано услуг на сумму 22 млн. грн., оплачено 16, 5 млн. грн. Процент оплаты по году — 87%. Наблюдалось повышение уровня оплат населения в неотопительный период: с мая по октябрь 2008 года оплачено 3 млн.875 тыс. грн. Начальник отдела сбыта Алла Майстренко сообщила, что это было связано с проведением работы с населением через СМИ и претензионной работы юридического отдела. Принято решение крупным должникам вручать счета лично под роспись.
Что касается качества предоставляемых услуг, предприятие рассматривает все поступающие жалобы (около 5-7 писем в день), на которые реагирует составлением актов и проведением перерасчетов.
Александр Хавренко, первый заместитель городского головы подытожил обсуждение вопроса: «Все три предприятий имеют приблизительно одинаковый процент оплаты услуг по году – в пределах 90%. Этого мы достигли. Но уровень качества действительно нуждается в доработке по всем предприятиям».
Людмила Новошевская