Замечательный актер Сергей Гармаш побывал в Днепропетровске с творческими вечерами. У Гармаша репутация артиста, не слишком жалующего журналистов. И то ли «дым Отечества», то ли встреча с родной альма-матер (Сергей Леонидович окончил Днепропетровское театральное училище) благоприятно сказались на настроении, но Гармаш был блестящ, благодушен и разговорчив.
— Сергей Леонидович, первое театральное образование вы получили в Украине. И директор училища отзывается о вас, как о человеке, у которого море фантазии и выдумок. Расскажите о своих юношеских выдумках.
— Ну, это он мне комплимент большой сделал про «море»! Моя фантазия, знаете, была «школьно-поведенческого» рода. Здесь начались все мои первые пороки. В пятнадцать лет уехав от мамы, я начал спокойно курить, выпил первый стакан водки. Меня здесь из общежития два раза выгоняли… А что касается такой уж изобретательности и выдумок, то это не совсем правда. Я любил капустники, но устраивали мы их позже, уже в Москве. Все остальное – мальчишеское хулиганство. Хотя нет, вот вспомнил одну историю, которую сейчас уже можно рассказать. У меня есть друг из г. Желтые Воды, который работает главным режиссером в Питерском театре кукол, мы были однокурсниками, учились на кукольников. Весь реквизит для наших дипломных спектаклей – от кукол до декорации – полностью был предоставлен Днепропетровским театром. Они то, что отыграли, отдавали нам. И мы сидели как-то с другом за кружкой пива и думали, как бы нам заработать денег. Хотелось поехать отдохнуть, в Москву мечтали съездить, и на носу был выпускной вечер, на который тоже деньги нужно было сдавать. И вдруг нам пришла в голову такая афера: друг позвонил в Желтые Воды и сообщил трем школам, что мы привезем им кукольную сказку «Ищи ветра в поле». Там очень обрадовались. У секретаря училища мы напечатали объявление: «Билет на спектакль «Ищи ветра в поле» – 50 копеек», хотя детский вообще-то 20 копеек стоил. Отослали «билеты» в Желтые Воды, где их мгновенно раскупили три школы, и бабахнули три спектакля! У нас была гора мелочи, которой весь курс расплатился за выпускной вечер. Когда об этом узнала ректор училища, она вызвала нас и сказала: «Вы хотите лишить меня партбилета». Нас не выгнали тогда только потому, что на носу уже были дипломы.
— Долго ли в Москве пришлось бороться с украинским акцентом?
— Да я с ним до сих пор борюсь! Занимался сценической речью, писал транскрипцию, где редуцируются буквы, читал вслух газеты и хорошую прозу. Хотя не могу сказать, что акцент так уж мешает артисту. Известная актриса Лена Майорова поступила с жутким дефектом речи, который можно исправить только в детстве. Она исправила его на первом курсе у Олега Табакова. Если бы такой известный армянский актер, как Мкртчян из «Мимино», поступал в школу-студию МХАТ, всем было бы наплевать на его акцент, он бы там учился, как и Кикабидзе.
— Не возникло ли у вас желания, по примеру Константина Райкина, организовать свою собственную театральную школу?
— Я очень этого хочу. Мне интересно работать со своей молодежью в театре, когда они вводятся в новый спектакль. Но график у меня такой, что если бы я пошел преподавать в институт, даже в свой, то появляться у студентов только тогда, когда у тебя есть свободная минута – это противоречит всей моей внутренней установке по отношению к образованию. Поэтому, когда я перестану сниматься и меня отовсюду выгонят, я попрошусь преподавать.
Справка:
Сергей Гармаш родился 1 сентября 1958 года в Херсоне. Окончил Днепропетровское театральное училище по специальности «артист кукольного театра». После службы в армии в 1980 году поступил в школу-студию МХАТ. В 1984 году принят в труппу Московского театра «Современник», где по сегодняшний день является ведущим актером.
Снялся в более чем сотне фильмов и телесериалах.
Владислава МИКОЛЮК, Комсомольская правда в Украине