На сегодня в Украине для природных монополистов по централизованному водоснабжению и водоотведению существует жестко регламентируемая система расчетов величины тарифов, а также процедура их введения в действие – это «Порядок формирования тарифов на услуги по централизованному водоснабжению и водоотведению», утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 12.07.2006г. №959 с изменениями к нему. Под такую систему попадает и КП «ЖВК» ДОС».
Статьи затрат, предусмотренные порядком, определены и строго выдерживаются, предприятие не имеет права включать в тариф затраты, которые запрещены Порядком. Процедура принятия решения предусматривает получение выводов Государственной инспекции по контролю за ценами в Днепропетровской области и Антимонопольного комитета.
В процессе расчетов и согласования, предприятием соблюдены все требования Порядка, экономическая обоснованность новых тарифов подтверждена выводами Государственной инспекции по контролю за ценами в Днепропетровской области и Антимонопольным комитетом.
В структуре тарифов наибольший удельный вес занимают статьи электроэнергия и заработная плата с отчислениями, так как продукция является энергоемкой и трудоемкой. Затраты на электроэнергию в тарифе на техническую воду составляют 55% от общей суммы, что является прямым следствием расстояния транспортирования воды; затраты труда в тарифах на питьевое водоснабжение и водоотведение – 51% и 53% соответственно, что регулируется законодательно установленной минимальной заработной платой и Отраслевым соглашением.
Относительно тарифов для населения в других городах, следует отметить, что у них происходит переложение тарифов на промышленных потребителей, что запрещено существующим законодательством и влечет за собой снижение темпов роста объемов производства промышленных предприятий. Например, по городам области, ситуация по переложению тарифов на промышленных потребителей выглядит таким образом: Днепропетровск – 2,3 раза, Кривой Рог – 4,2 раза, Марганец – 5,5 раза, Орджоникидзе и Новомосковск – 3,3 раза, Полтава – 5 раз. По предложению Желтоводского исполкома повышение тарифов проведено по всем категориям потребителей пропорционально — в среднем на 50%.
Необходимо также уточнить, что понятия цена и себестоимость – это не одно и то же. В столице Украины городе Киеве, к примеру, тарифы на воду для населения ниже за их себестоимость только потому, что городские власти находят возможность из местного бюджета компенсировать коммунальникам понесенные убытки и возместить 34,2% себестоимости, а тариф для коммерческих потребителей в 3 раза выше, чем для населения. В нашем городе население платит за услуги водоснабжения и водоотведения на 10% меньше от осуществленных затрат на их производство и на 20% меньше от усредненного тарифа.
У экономистов также существует выражение «эффект масштаба», что означает, чем больше объем реализации, тем меньше себестоимость единицы продукции. При таком правиле, просто невозможно сравнивать большие города с многочисленным населением и промышленными потребителями, и города, в которых численность намного меньше. А в Желтых Водах, к тому же, происходит ежегодное снижение объемов потребления воды, что в свою очередь тоже повышает себестоимость.
В современной экономической ситуации, когда цены на сырье и материалы растут ежедневно, удержать самостоятельно их натиск невозможно, необходимы четкие государственные меры в установлении предельного, неизменного на протяжении хотя бы года, уровня цены для коммунальных предприятий за используемую электроэнергию на уровне цены за электроэнергию для населения.
С целью недопущения остановки работы предприятия, что означает прекращение подачи воды в город, население должно понимать всю важность вопроса проплат за полученные услуги, осознавать, что будущее предприятия зависит не только от образного понятия «потребители», а от каждого из нас.
Администрация КП «Желтоводский водоканал»
Днепропетровского областного совета