ВостГОК должен развивать производство, приносить прибыль, наполнять бюджет, а не увольнять людей.
Не требует особых доказательств тот факт, что ядерная энергетика и атомная промышленность являются основной частью энергетической системы Украины. Подчеркнем, передовой и самой экономически эффективной частью, без успешной работы и развития которой, модернизация страны будет невозможна.
Понимая это, руководство Украины, ее центральные органы управления разработали и утвердили ряд государственных программ : «Энергетическая стратегия Украины до 2030 года» (принята в 2006 году), «Ядерное топливо Украины» (принята в 2009 году). В 2010 году руководство страны подписало ряд международных соглашений с Российской Федерацией по созданию центра радиоизотопного обогащения урана и строительства завода по изготовлению ТВЭЛов для атомных станций Украины.
С целью обеспечения развития уранового и циркониевого производства в Украине, координации действий по созданию производственных мощностей для производства собственного ядерного топлива, в 2008 году был создан государственный концерн «Ядерное топливо Украины».
На первый взгляд все правильно и логично – поставлены четкие, ясные задачи, которые необходимо своевременно и в полном объеме решать для обеспечения энергобезопасности Украины. Но, к большому сожалению, по мнению многих независимых экспертов и специалистов ни одна из вышеназванных программ и стратегий не выполняется, а государственный концерн «Ядерное топливо» должным образом не работает. Происходит топтание на месте в развитии атомно-промышленного комплекса Украины. Есть ряд причин, но не только мировой финансовый кризис сейчас тому виной.
Вместо предписанного государственными программами развития обостряется ситуация на флагмане украинской атомной промышленности – государственном предприятии «Восточный горнообогатительный комбинат» (г.Желтые Воды Днепропетровской области). По имеющейся информации, на предприятии в связи с нехваткой необходимых финансовых средств для обеспечения производства грядут массовые сокращения работников.
От работы комбината зависит не только реализация масштабных проектов, связанных с обеспечением энергобезопасности государства, но и жизнедеятельность города Желтые Воды, а также ряда населенных пунктов и районов Кировоградской области (пгт. Смолино, пгт. Малая Виска, Кировоградский и Маловисковский районы).
Государственной целевой программой «Ядерное топливо Украины», утвержденной Постановлением Кабинета министров Украины №1004 от 23.09.2009г, предусмотрено существенное увеличение производства уранового концентрата с 830 тонн (2009г) до 1880 тонн (2013г) – более, чем на 226 процентов. Этой же программой предписывается «… максимально использовать местные трудовые, производственные, научно-технические и другие ресурсы, кроме того сберечь 9365 рабочих мест и создать 3285 новых рабочих мест в Кировоградской, Днепропетровской, Запорожской и Николаевской областях…». Т.е. сокращение численности персонала атомно-промышленного комплекса программа «Ядерное топливо Украины» не предусматривает. Зато она предусматривает эффективное и целевое использование бюджетных средств с достижением необходимых количественных показателей в указанные сроки.
В 2009 году ГП «ВостГОК» получило 337 млн.грн. государственных инвестиций для выполнения заданий по вышеуказанной программе. Но где увеличение объемов производства уранового концентрата, где увеличение подготовленных к выемке горных запасов, где выполнение программ по модернизации производства и внедрению новых технологий?
Этого нет, зато есть «крутое» освоение бюджетных средств, которые по непомерным ценам израсходованы на оборудование, комплектующие материалы и услуги. Все закупки комбинатом, как правило, производятся у посредников, через тендерные процедуры, но по ценам в два 2,5 – 3 раза выше, чем предлагает рынок изготовителей.
Не потому ли в 2009 году предприятие имело всего 6 миллионов прибыли при годовых валовых доходах 1 миллиард 44 тысячи гривен, а в первом полугодии 2010 года – убытки в 9 миллионов гривен. К сведению, выпуск уранового концентрата по программе «Ядерное топливо Украины» в 2010 году должен составлять 1110 тонн, а будет по факту не более 850 тонн или 76,5% от плана программы.
В этой ситуации, когда объемы производства существенно не растут, а удельно-постоянные затраты увеличиваются – главным балластом для нынешних «хозяев» комбината становятся люди, работающие на ГП «ВостГОК». Из-за жесткого контроля со стороны государственных служб, прокуратуры за своевременной выплатой зарплаты, ее приходится регулярно выплачивать, отвлекая на это большие финансовые ресурсы (более 40% от месячных затрат на производство). Поэтому «хозяевами» выбран самый тривиальный способ экономии – сокращение персонала, причем сначала по максимуму во всех вспомогательных подразделениях.
Первое такое сокращение численности работающих на комбинате (всего около 800 человек) было произведено в апреле-сентябре 2009 года, когда согласно приказам Минтопэнерго из состава комбината были выделены три якобы непрофильных подразделения : Научно-производственный комплекс «Автоматика и машиностроение» (НПК АиМ) – около 380 человек, агроцех «Желтореченский» – около 240 человек и агроцех «Саксаганский» – около 180 человек. Если в отношении выделения агроцехов можно подискутировать, особенно в отношении агроцеха «Желтореченский» – рабочее питание и лечебно-профилактическое питание никто пока не отменял, то выделение из состава комбината НПК АиМ при государственном подходе, логическому осмыслению не поддается.
Находясь в составе комбината НПК АиМ на 70% своей деятельности выполняло заказы подразделений комбината, в основном шахт и гидро-металлургического завода (ГМЗ). А 30% составляли заказы других солидных предприятий и организаций (например, НАЭК «Энергоатом», СБУ, Николаевский глиноземный завод и др). Годовая производственная программа НПК АиМ в 2008-2009 годах по выпуску продукции оценивается в пределах 24-27 млн.грн. при одном миллиарде гривен дохода у комбината. Но это как раз тот случай, когда «мал золотник, да дорог». 100% спецприборов контроля, установленных на ГМЗ и шахтах комбината, без которых невозможна нормальная производственная работа этих подразделений по добыче и переработке урановой руды, являются научными разработками и изделиями НПК АиМ.
50 лет это подразделение оснащало своей продукцией основные производства комбината по горно-шахтной технике, автоматике, спецприборам контроля за урановой технологией и радиометрическим сепараторам обогащения урановых руд. За последние 4 года ГП «ВостГОК» получило более 290 млн.грн. дохода от работы уникальных комплексов ПРСК и «Алтаит» по доизвлечению урана из отвалов горной породы шахты Смолинская. Созданы условия по внедрению безотходной технологии добычи урановых руд, улучшению экологической обстановки в регионе. Разработали, изготовили, провели монтаж и наладку комплексов ПРСК и «Алтаит» специалисты НПК АиМ. Вся продукция, которую получал комбинат от этого подразделения, оприходовалась по себестоимости, без НДС.
В первом полугодии 2010 года руководство комбината в одностороннем порядке разорвало договора на выполнение работ с НПК АиМ, и фактически перестало рассчитываться за уже выполненные работы, чем поставило вновь образованное предприятие на грань банкротства. Из-за невыплаты зарплаты, отсутствия заказов, неопределенности с предприятия уходят лучшие специалисты. На сегодня уволилось около 30% сотрудников.
В то же время, согласно приказа Минтопэнерго» №525 от 01.09.2004г., на НПК АиМ возложены функции по освоению технологии производства комплектующих изделий для реакторов ВВЭР-1000 украинских АЭС.
Похоже, что нынешнее руководство департамента ядерной энергетики и атомной промышленности Минтопэнерго мало интересуют эти нюансы. Но, говоря только о перспективах и глубоко не вникая в проблемы сегодняшнего дня, можно с легкостью превратить эти перспективы в туманную зыбь несбыточных планов и прожектов.
В реализации «Концепции энергетической стратегии Украины до 2030 года», государственной целевой программы «Ядерное топливо Украины» на ГП «ВостГОК» возложена основная задача по реализации развития сырьевой базы по добыче урановой руды, созданию производственных мощностей по ее переработке и получению концентрата природного урана в количествах, обеспечивающих на 100% потребность АЭС Украины. Это будет основной взнос комбината в функционирование будущего украинского завода по производству ТВЭЛов.
Итак, обозначена серьезная цель, при достижении которой будет обеспечена энергобезопасность страны. Для этого ГП «ВостГОК», его руководство должны четко выполнять те государственные функции, которые предписываются Уставом, должностными инструкциями, Законом, честью и совестью. Этого сейчас нет – поэтому предприятие стоит у точки невозврата. Той точки, которую в 90-х пересек и канул в Лету бывший флагман третьего главного управления Минсредмаша СССР Приднепровский химический завод (г.Днепродзержинск) с десятитысячным коллективом.
ГП «ВостГОК» сохранил всю свою производственную структуру, численность, объемы производства в самые тяжелые времена 90-х и начала 2000-х годов благодаря государственному и профессиональному подходу генерального директора комбината Бабака М.И., председателя Госкоматома Украины Уманца М.П., сплоченности коллектива и профсоюза.
В 2010 году на предприятии работало несколько представительных контролирующих комиссий : от Счетной палаты Верховной Рады Украины, от КРУ, от ревизионного департамента Минтопэнерго. Руководство комбината ежеквартально – предоставляет финансовые и производственные отчеты в Министерство, регулярно отчитывается на балансовых комиссиях. По результатам проверок, проведенных в 2010 году, существенных нарушений проверяющие не обнаружили. Комментарии излишни.
Но никто из проверяющих и вышестоящих руководителей почему-то до сих пор не обратил внимание на множество вопиющих фактов, мягко говоря, неправильного расходования бюджетных и государственных средств при выполнении работ, оплаты товаров, оборудования и услуг. Никто не поинтересовался, почему у предприятия так выросла кредиторская задолженность по финансам и материалам, почему при этом так сильно недофинансирована деятельность основных и вспомогательных подразделений. Есть много и других вопросов, на которые нет пока четких ответов, на которые также может дать ответ только объективный, полный аудит финансово-хозяйственной деятельности предприятия за последнее время.
Однозначно, если ГП «ВостГОК» рухнет, то от атомно-промышленного комплекса Украины практически ничего не останется. Поэтому, чем скорее обратят внимание на поднятые вопросы, проявят принципиальность и государственный подход первые руководители Минтопэнерго, КРУ, Счетной палаты ВР, ГК «Ядерное топливо» при объективной оценке реального состоянии дел на ГП «ВостГОК», тем больше шансов останется не потерять стратегическое предприятие, контроль над социально- политической ситуацией в городах-спутниках комбината, а главное, темпы и реальность выполнения основной задачи – обеспечение энергобезопасности Украины.
Неравнодушные члены трудового коллектива ГП «ВостГОК»