Можно ли представить себе, чтобы где-нибудь в городе встретились такие условия, при которых у жителей было бы индивидуальное электро- и водоснабжение, и чтобы в каждом доме была своя отдельная система канализации и сбора мусора? К чему же каждому дому иметь свой индивидуальный котел, который будет занимать место, загрязнять атмосферу и требовать особого внимания владельца дома с точки зрения безопасности эксплуатации и ремонта?
В связи со стремительным ростом цен на газ, который будет продолжаться пока не достигнет европейского уровня, значительно возрастают затраты жителей города на оплату услуг теплосети и пропорционально падает уровень проплат за тепловую энергию. Очень часто жители обращаются с претензиями по некачественному оказанию услуг отопления. Все предложения по решению данной проблемы сводятся в основном к двум позициям: поднять температуру теплоносителя на выходе с ТЭЦ или перевести город на индивидуальное отопление. Но для поднятия температуры теплоносителя нужно сжигать большее количество дорогого газа, что приведет к росту стоимости услуги, за которую уже сейчас платит всего 50% населения, а перевод города на индивидуальные системы требует по оценкам специалистов не менее 300 млн. грн. и много лет упорной работы. Ситуация с ТЭЦ и индивидуальным отоплением напоминает мне ситуацию с крупными сельхозпредприятиями, которые после развала СССР были уничтожены и на их месте созданы мелкие фермерские хозяйства, которые в большей части со временем обанкротились. Теперь, в связи со вступлением в ВТО, тем кто остался предлагают объединяться в крупные сельхозпредприятия… Комментарии как говорится излишни. Но мы отвлеклись от нашей темы. Так где же выход из создавшейся критической ситуации?
На мой взгляд, нет смысла изобретать свой, Желтоводский велосипед, а стоит воспользоваться готовым, прошедшим апробацию временем и рыночными отношениями, опытом таких стран как Дания, Норвегия, Швеция. Эти страны еще 30-40 лет назад начали переход от индивидуального к централизованному отоплению, параллельно развивая тему энергосбережения. Сейчас более 80% всех потребителей тепловой энергии скандинавских стран подключены к централизованным системам тепло- и электроснабжения (ТЭЦ), мощности которых расположены за пределами населенных пунктов, чем значительно снижен уровень загрязненности атмосферы. Рассмотрим пример Дании: там благодаря применению энергосберегающих технологий удалось достичь снижения потери тепла в магистральных и распределительных сетях до 4%, на 60-65% снизить потери тепла в помещениях, что как результат позволило снизить температуру теплоносителя до 70-80°С и получить значительную экономию топлива при обеспечении высокого уровня услуг теплоснабжения. В результате проводимых мероприятий, потребление тепловой энергии в Дании снизилось более чем в 2 раза. Еще одним плюсом Датской системы централизованного теплоснабжения является то, что она рассчитана на работу в принципе на любом виде топлива и подразумевает переключение, в случае необходимости, с одного вида на другой.
Теперь давайте рассмотрим ситуацию в нашем городе. Единственным поставщиком тепловой энергии в город является городская ТЭЦ, расположенная за пределами жилой зоны и вырабатывающая параллельно с тепловой энергией электроэнергию. Имеющиеся на ТЭЦ котлы в настоящее время работают на газе, но рассчитаны для работы и на альтернативных видах топлива. Сейчас проводится проработка вопросов использования альтернативного топлива, получения энергии из других источников. Даже температура теплоносителя, поставляемого на город соответствует европейским нормам – 70-80°С, но вот в вопросах соблюдения европейских норм энергосбережения мы сильно отстаем. Исследования, проведенные в Украине европейскими специалистами, показали, что энергозатратность новой жилой застройки Киева в 2-2,5 раза выше, чем у аналогичных домов в скандинавских странах, и почти в 8 раз выше тех, которые строятся и реконструируются в Дании, Швеции сейчас по новым технологиям. О каком энергосбережении тогда можно говорить, рассматривая жилой фонд нашего города, где самым «молодым» домам скоро исполнится 20 лет, а состояние их ограждающих конструкций и элементов сравнимо с состоянием старого дырявого сарая. Обратите внимание на выбитые стекла в подъездах; на открытые, не утепленные двери и чердаки; на старые, перекосившиеся оконные рамы в наших домах, школах, садиках; на отслужившие 1,5 – 2 срока, забитые грязью внутридомовые системы отопления; на обветшалые фасады домов, срок эксплуатации большей части которых давно истек и т.п. … По экспертным оценкам в нашем жилом фонде теряется, вдумайтесь, до 60% тепловой энергии, что в денежном выражении составляет десятки миллионов гривен в год. Многие сейчас подумают – все это понятно, но для исправления ситуации нужны значительные средства которых нет в городском бюджете, а на помощь из государственного рассчитывать в настоящее время не приходится. Все это так, но и оставлять данный вопрос «замороженным» больше нельзя. На мой взгляд, остается единственный путь решения данной проблемы – привлечение собственных средств предприятий и жителей города, путем экономического стимулирования проведения работ по ремонту и утеплению жилого фонда города, помещений предприятий и учебных заведений с использованием современных энергосберегающих технологий и материалов. С этой целью в городе должен быть создан целевой внебюджетный «Городской фонд энергосбережения», через который городские власти, на основании разработанной «Городской программы энергосбережения», участвовали бы в частичном либо полном финансировании энергосберегающих проектов предприятий и жителей города. Подобная практика предусматривается действующим Законом Украины «Про энергосбережение», согласно которому экономическое стимулирование энергосберегающих мероприятий может производится путем предоставления юридическим и физическим лицам субсидий, дотаций, возвратных ссуд, беспроцентных либо льготных кредитов, налоговых льгот и т.п. Повторно обращаюсь к городским властям, своим коллегам – депутатам городского совета в ближайшее время разработать и принять «Городскую программу энергосбережения», создать «Городской фонд энергосбережения» и определить порядок его наполнения и расходования. Считаю, что возможность использования средств «Фонда энергосбережения» должна предоставляться исключительно жителям города, не имеющим задолженности за потребленные энергоносители перед коммунальными предприятиями.
В завершении хочу обратиться ко всем заинтересованным жителям города с просьбой направлять Ваши предложения по данной теме в адрес исполкома городского совета и депутатских комиссий по бюджету и коммунальному хозяйству. Только бережное отношение каждого жителя города в его личной квартире, в его доме к такой невидимой и дорогой материи, как тепловая энергия поможет решить проблему с обеспечением качественного теплоснабжения всего города.
Александр Плыс
Депутат городского совета Желтых Вод, Фракция ПР
Статья подготовлена с использованием материалов
Датского Совета по Централизованному Теплоснабжению (ДСЦТ)