В Днепропетровском облсовете депутаты утвердили главную смету области. Бюджет сформировали почти на прошлогоднем уровне (подробнее см. иллюстрацию), хотя, как показывает практика, к концу 2015 года цифры могут измениться — исходя из реальных показателей, их еще будут корректировать.
Одно из главных изменений — то, что наша область стала еще более зависимой от столицы. «В центральный бюджет у нас забрали еще почти 2 млрд грн стабильных налогов (например, налог с физлиц, с прибыли коммунальных предприятий. — Авт.). Под девизом децентрализации нам навязывают еще большую зависимость от центра. Ведь если раньше мы зависели от Киева на 2 млрд грн, то теперь финансовая зависимость возросла вдвое», — пояснил председатель облсовета Евгений Удод.
МЕДИЦИНА И ОБРАЗОВАНИЕ
Огромная часть расходов областной казны рассчитана на сферы образования и здравоохранения. Правда, если на образование в этом году выделили больше на 200 с лишним миллионов, то затраты на медицину урезали почти вдвое. Правда, станциям скорых и центрам экстренной медпомощи и медицины катастроф выделили большее финансирование (335 млн грн против прошлогодних 290 млн грн). А вот станциям переливания крови, важность которых сложно переоценить в настоящее время, денежный поток увеличили почти на 2 млн грн — до 28 млн 584 тыс. грн. Вопрос финансирования медицины и образования является очень болезненным для бюджета области.
«Выделенных субвенций не хватает даже в сравнении с уточненным планом 2014 года. Например, объем медицинской субвенции, переданный бюджету Желтых Вод на содержание СМСЧ №9, меньше почти в два раза. В 2015 году нехватка ресурса по финансам медицинской субвенции составляет 802,5 млн грн, а на образование — 390 млн грн. Если на уровне области мы держим баланс, то отрицательные показатели начинают формироваться в городах и селах. Поэтому мы приняли решение сделать обращение к руководству страны и обозначить эту проблему», — рассказал Евгений Удод.
Депутаты облсовета 23 января утвердили официальное обращение к президенту и Кабмину, в котором среди прочего есть просьба увеличить бюджету Днепропетровщины объемы субвенций на медицину и образование на необходимые суммы.
ЭКОЛОГИЯ
Также в этом году Днепропетровщина лишилась более 130 млн грн так называемого экологического коэффициента. Именно благодаря ему ранее было закуплено оборудование для радиологического отделения Днепропетровского клинического онкологического центра, позволяющее выявлять и лечить заболевания на ранней стадии. Между тем наша область занимает последнее, 27-е, место среди всех регионов Украины по индексу экологического измерения. Что в свою очередь негативно влияет на уровень заболеваемости и длительность жизни людей. В своем обращении депутаты просят вернуть этот экологический коэффициент.
Еще одним камнем преткновения при формировании бюджета на этот год стал экологический налог. Согласно внесенным в Бюджетный кодекс Украины изменениям, теперь он относится к общим доходам фонда местных бюджетов (ранее входил в специальный фонд) и теряет целевое назначение. Это может привести к тому, что в свете дефицита общего фонда местных бюджетов деньги, поступающие за загрязнение природы, будут потрачены руководителями громад не на улучшение экологической обстановки, а на выплаты бюджетникам или другие статьи расходов, требующие немедленного решения. Днепропетровские депутаты внесли предложение в Кабмин обратить внимание на этот вопрос и все-таки сохранить целевое направление использования экологического налога, включив его в специальные фонды.
ГДЕ ДЕНЕГ ПРИБАВИЛИ
Из позитивных моментов нового бюджета следует отметить относительно небольшой рост финансирования сферы культуры — более чем на 4 млн грн, со 123 млн грн до 127 млн грн. Правда, повезет в этой сфере далеко не всем. Например, на музеи и проведение выставок было принято решение поднять траты с 14,9 млн грн до 15,2 млн грн, а на содержание ДК пустить 731 тыс. грн вместо прошлогодних 717 тыс. грн. Но на этом фоне финансирование урезали сразу на 3 млн грн театрам — с 67,4 млн грн до 64,9 млн грн, а также филармониям и музыкальным коллективам — с 20 млн грн до 18,8 млн грн. Видимо, эти деньги перераспределили и более-менее ощутимо подняли финансирование библиотекам — на 2 млн грн (выделили 20 млн грн).
Значительно выросло финансирование строительной отрасли. Здесь сумма подскочила с прошлогодних 23 млн грн сразу до 168,6 млн грн. Вдвое больше также было решено выделить на сферу транспорта и связи — с 75,5 млн грн до 130,6 млн грн. Причем львиную долю из этой суммы запланировано потратить на проведение работ, связанных со строительством, реконструкцией, ремонтом и содержанием дорог. На дороги указана сумма в 124, 9 млн грн. Для сравнения, в прошлом году этот показатель достигал всего 66,9 млн грн.
Руководители многих городов региона уже сейчас недовольны главной сметой и новым порядком ее формирования.
По словам главы облсовета Евгения Удода, общавшегося с ними вчера по этому поводу, самый болезненный вопрос – кассовые разрывы (временный недостаток денежных средств, необходимых для финансирования наступивших очередных расходов по бюджету) в социальных статьях: медицина и образование.
«Днепропетровск, для примера, имеет кассовый разрыв в 370 млн грн на образование и медицину, которые вынужденно покрываются из бюджета развития. Это значит, придется попрощаться с ремонтом дорог. Такая ситуация у всех местных советов», – пояснил Евгений Удод.
По словам председателя облсовета, к такой ситуации привели изменения системы формирования местного бюджета и налоговой системы – у громад забрали гарантированные налоги в размере около 2 млрд грн (налог с доходов физических лиц, с прибыли коммунальных предприятий). При этом оставили непопулярные в обществе налоги на недвижимость, подакцизные товары, дорогие автомобили.
«При этом для органов местного самоуправления непонятен механизм их сбора. Нет базы налогообложения недвижимости физлиц, подакцизных товаров. Громады поставлены в ситуацию, когда они не имеют мотивации создавать рабочие места. Вместо этого, возникает мотивация увеличения потребления алкоголя и табака, так как эти налоги должны попасть в местный бюджет. Это недопустимая ситуация», – акцентирует Евгений Удод.
В итоге местные руководители договорились, что на ближайших сессиях горсоветов будут приняты соответствующие обращения к Кабинету министров Украины с просьбой вернуть нашей области ряд налогов, которые были основными для формирования бюджетов.
«Система формирования местного бюджета и налоговая система изменилась не в пользу общества. Днепропетровская область – это 3 миллиона жителей, главный донор госбюджета (20% ВВП страны), лидер по большинству экономических показателей среди регионов Украины. И правительства должно это учесть. Мы будем отстаивать свою позицию, привлекать широкую общественность к диалогу с Кабмином. Если необходимо, будем ночевать в Кабмине, пока правительство не услышит нас, и не сделает соответствующие выводы», – анонсировал свои дальнейшие действия Евгений Удод.
Правда, политолог Андрей Золотарев сомневается, что у днепропетровской инициативы есть шансы на реализацию.
«В реальности децентрализация обернулась пшиком, особенно в предоставлении больших финансовых полномочий и возможностей для местного самоуправления. Проблемы по-прежнему решаются за счет рядовых украинцев и интересов регионов. С учетом того бюджета, который мы имеем и той Верховной Рады, добиться пересмотра этого вопроса Днепропетровской области маловероятно, что удастся», – считает политолог.
По информации газеты “Вести”